
Управление изменениями: от функции к стратегии развития
Мировая статистика показывает, что управление изменениями во время трансформации способствует успешному достижению ROI до 143% (McKinsey). Екатерина Генкина, заместитель Генерального директора по управлению изменениями в ГК НАЦПРОЕКСТРОЙ*, рассказала о развитии направления в России и о том, как понять, что компании необходима выделенная функция по управлению изменениями.
*ГК НАЦПРОЕКСТРОЙ — ведущий российский инфраструктурный холдинг полного цикла. Специализируется на проектировании, строительстве и эксплуатации объектов железнодорожной, мостовой, дорожной, энергетической и портовой инфраструктуры.
Флагманские проекты: Байкало-Амурская магистраль, Транссибирская магистраль, Московский транспортный узел, автострады М-12, М-11, М-4, порт Лавна, новые электростанции Дальнего Востока и другие.
Расскажите про развитие управления изменениями в России и мире?
Для западного мира управление изменениями — неотъемлемый элемент развития. В условиях высокой конкуренции и технологического прогресса компании находятся в непрерывном процессе трансформации и постоянно пересматривают подходы к работе. Управление изменениями, в основе которого заложены принципы человекоцентричности, становится ключом к успеху внедрения преобразований, базовой компетенцией менеджмента и философией управления.
Появление функции в организации связано с меняющимся контекстом, как например, в начале 20-го века появилась роль Финансового директора вместе с развитием рыночной экономики. Сегодня в организациях количество программ корпоративного развития достигает нескольких десятков одновременно, численность инициатив внутри них может исчисляться сотнями. Уровень трансформационной нагрузки растет, сотрудники занимаются операционными задачами и деятельностью по развитию параллельно. Поэтому в компаниях возникает спрос на отдельную функцию, которая постоянно сопровождает и внедряет изменения.
Подразделения по управлению изменениями уже не первый год работают в ведущих российских компаниях, таких как ГК НАЦПРОЕКТСРОЙ, Газпром нефть, X5 Retail Group и ряде других организаций.
Какие тренды наблюдаются в России?
В привычном представлении управление изменениями занимается обеспечением организационной готовности, подготовкой заинтересованных лиц к работе в новых условиях. Комплексный подход включает в разных методологиях алгоритм работ по сопровождению человека из точки А (текущего состояния) в точку B (целевое состояние) для формирования желания и готовности эффективно работать по-новому.
Сегодня в России область ответственности менеджера по изменениям расширяется. У руководителей компаний формируется запрос на определение потребности в изменениях, предложение подходов к развитию и управлению портфелем инициатив. Управление изменениями начинает носить роль бизнес-архитектора, выстраивает бизнес-систему. Это требует от менеджера по изменениям расширения компетенций, понимания бизнеса, постоянного изучения современных подходов, стратегического видения. Управление изменениями — в прямом прочтении этого словосочетания.
Этот тренд не новый для мира. Управление изменениями становится стратегической функцией, напрямую подчиненной генеральному директору и отвечающей за системное развитие организации. Российские компании также включают лидеров по управлению изменениями в состав Правления.
В ГК НАЦПРОЕКСТРОЙ было создано отдельное подразделение, объединяющее все инициативы по корпоративному развитию компании. Наши изменения затрагивают стратегические, организационные, цифровые и культурные преобразования — мы создаем и развиваем интегрированный технологичный холдинг в составе более, чем 100 компаний. Команда управления изменениями координирует работу офиса трансформации и совместно c CIO, CHRO и руководителями функций проводит трансформацию холдинга по направлениям «люди», «процессы», «технологии».
Как убедиться в необходимости функции по управлению изменениями?
Для того, чтобы понять, насколько вашей компании необходимо создавать отдельное подразделение по управлению изменениями, я рекомендую ответить на следующие вопросы. Если один раз вы ответили «да», в вашей компании назрело время для функции управления изменениями:
- Вы реализуете более одного проекта корпоративного развития?
- Изменения влияют на большое количество заинтересованных лиц?
- Вы видите недостаток поддержки со стороны руководства?
- Коммуникации об изменениях недостаточны или не своевременны?
- Организационная готовность для работы по-новому не обеспечена?
Чем поможет управление изменениями в организации?
- Повысить эффект от преобразований. Статистика показывает, что комплексное управление изменениями, обеспечивает синхронизацию инициатив в компании, вовлекает заинтересованных лиц, влияющих на успех трансформации и помогает достичь в итоге до 143% ROI от трансформации (McKinsey).
- Улучшить ход реализации проекта. Управление изменениями снижает риски срыва сроков проекта в 5 раз и риски увеличения бюджета в 2 раза (PROSCI), что является продолжением системной работы над вовлечением участников в проект, снижением сопротивления, обучения.
- Внедрить изменения. Работа по управлению изменениями позволяет обеспечить организационную готовность к переходу на новые решения и их эффективному использованию, чтобы изменения прижились, компания не вернулась к привычной деятельности. Закрепление в структуре, в процессах, в нормативной документации, в системе КПЭ.
- Активировать культуру непрерывного совершенствования. 75% трансформаций не учитывают потребность изменений в культуре (BAIN). Управление изменениями не только обеспечивает поддержку изменений конкретного проекта. Через положительный опыт проектов активируется открытость к изменениям и инициативность сотрудников в развитии компании.
Заключение
Системное управление изменениями — один из факторов успешного развития современных компаний. Российский бизнес постепенно осознает важность этой функции и начинает внедрять соответствующие практики. Компании, которые смогут эффективно управлять изменениями, получат значительное конкурентное преимущество в быстро меняющемся мире.

Человек в центре цифры: стратегии трансформации бизнеса
PEX Network провел глобальное исследование о стратегиях трансформации бизнеса. В новом материале рассказываем о результатах.

Методология OKR: постановка целей и конкретных результатов
Как ставить цели и определять для них конкретные результаты? Рассказываем о методологии OKR и как ее применять на практике.