Международная практика показывает — организации несут большие убытки, не используя собственные интеллектуальные активы. Согласно исследованиям International Data Corporation, компании из списка Fortune 500 ежегодно теряют около 31 млрд долларов из-за недостаточного внимания к управлению знаниями. Внедрение такой системы экономит до 2 млн долларов в месяц на 4 000 сотрудников — ее наличие ускоряет поиск работающих решений для бизнес-задач. Как выстроить систему передачи опыта? Какие площадки и решения действительно работают? Какие сложности могут ждать на пути и как с ними справляться? На вопросы ответил Михаил Куликов, руководитель академии бизнес-системы «Северсталь».
Зачем компаниям управлять знаниями?
Причин несколько. Во-первых, меняется внешняя среда. Во-вторых, меняются сами сотрудники. Многие из тех, кто пришел в компанию после изменений, не до конца понимают их принципы и не владеют передовыми методами работы.
Это приводит к тому, что при решении задач сотрудники часто «изобретают велосипед» вместо того, чтобы пользоваться наработанными ранее решениями. Как следствие, растут затраты времени и ресурсов на реализацию проектов.
Чтобы решить эту проблему, «Севергрупп» создала единую систему управления знаниями, которая помогает кодифицировать и систематизировать опыт компании для последующего многократного использования сотрудниками.
Схема поиска знаний под запрос бизнеса
«Севергрупп» исходит из того, что знания ради знаний не нужны, весь накопленный опыт важно применять для решения актуальных задач. Реализовать идею на практике помогает схема поиска знаний для решения задач.
Этап 1 — Идентификация проблемных зон
Как правило, у любой крупной компании существует стратегическая цель, которая задает вектор развития и поиска новых решений. Однако часто бизнесу сложно сформулировать проблему, которая мешает достичь желаемого результата. Поэтому первый этап работы —определение проблемных зон и потребностей на основе анализа.
- Zero based budgeting (ZBB) — планирование бюджета «с нуля» на основе приоритетов и запросов бизнеса. Позволяет выявить неэффективные затраты.
- Финансовый бенчмаркинг — сравнение с лучшими отраслевыми практиками. Помогает найти «разрывы» в эффективности.
- Карты возможностей — определение ключевых драйверов роста компании. Указывает потенциальные зоны развития.
- Стратегические проекты — анализ проблем их реализации.
На основе этих данных формируются потенциальные запросы бизнеса на поиск решений. Например, компания может искать идеи, которые повысят производительность или покроют разрывы.
Инновации под давлением: как санкции стимулируют развитие R&D
На 40% выросли затраты производственников на исследования и разработки в 2022 году. Рассказываем, как трансформируются и какие задачи сегодня решают R&D-центры.
Эволюция бизнес-систем в России: тренды и вызовы будущего
Александр Колобов, Севергрупп, рассказал о ключевых тенденциях развития бизнес-систем в России и дал рекомендации компаниям, которые стремятся к непрерывным улучшениям.