Что такое ТРИЗ: обзор методологии и инструментов
Статья 05.12.2023

Что такое ТРИЗ: обзор методологии и инструментов

Рано или поздно перед любой компанией встают сложные, нестандартные задачи, от грамотного решения которых зависит дальнейшее развитие и успех бизнеса. Как превратить противоречия в источник для улучшений и научиться создавать прорывные и инновационные продукты? Ответ на эти непростые вопросы дает ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная в середине прошлого века советским инженером и изобретателем Генрихом Альтшуллером. Давайте разберемся, что такое ТРИЗ, на каких принципах выстроена методология и как она помогает решать задачи бизнеса.
Как появилась теория решения изобретательских задач

В 1946 году Генрих Альтшуллер, работая в патентном бюро, проанализировал около 40 000 изобретений. И обнаружил интересную закономерность — большинство решений опирались всего на нескольких десятках основополагающих принципов. Альтшуллер решил систематизировать эти универсальные принципы и сформулировал на их основе общую теорию решения изобретательских задач.

Первоначально ТРИЗ использовалась для решения технических, инженерных проблем. С 1980-х годов методологию стали активно применять на промышленных предприятиях СССР, а также для развития креативности и нестандартного мышления школьников. В постсоветский период интерес к ТРИЗ снизился, но в 2000-х годах о теории вспомнили инновационные западные компании. Они стали использовать принципы ТРИЗ для решения практических задач бизнеса. 

Методология ТРИЗ базируется на трех ключевых принципах:

  • Ориентация на идеальный конечный результат. Под ним понимается способ решения, который требует минимальных затрат и ресурсов, а также не приводит к негативным побочным эффектам.
  • Поиск и устранение противоречий, мешающих достижению идеального результата.
  • Любую проблему можно решить с помощью типовых приемов и принципов, которые уже разработали и опробовали. 

Методология ТРИЗ предлагает пошаговый процесс решения изобретательской задачи:

1.      Формулировка задачи. Важно четко сформулировать задачу, которую требуется решить.

2.      Выявление противоречий. На этом этапе определяются основные противоречия, которые препятствуют решению задачи.

3.      Описание идеального конечного результата. Формулируется наиболее эффективное решение задачи без учета ограничений.

4.      Определение доступных ресурсов. Выявляются ресурсы (материальные, временные, информационные, человеческие), которые нужны для решения задачи.

5.      Применение приемов ТРИЗ. Используются типовые приемы для поиска оптимального решения и устранения выявленных противоречий.

6.      Анализ результата. Полученный результат сравнивается с идеальным для оценки эффективности найденного решения.

Как противоречия подсказывают путь к решению

Одна из ключевых идей ТРИЗ — рассматривать процесс решения сложных задач как последовательное устранение противоречий, которые мешают найти оптимальный результат. Согласно ТРИЗ выделяют три основных типа противоречий:

Административные — когда для воплощения идеи или решения нет необходимых полномочий, ресурсов, компетенций.

Технические — когда улучшение одного параметра системы неизбежно ведет к ухудшению другого важного параметра.

Физические — когда объект должен обладать взаимоисключающими свойствами или характеристиками одновременно.

Для эффективного разрешения таких противоречий ТРИЗ предлагает 40 универсальных принципов. Это готовые решения, которые при грамотной адаптации можно использовать для конкретных задач, например:

  • Разделить сложную систему на автономные части.
  • Сделать процесс несимметричным в пространстве или времени.
  • Объединить разрозненные подсистемы в единое целое.
  • Полностью изменить порядок действий на противоположный.
  • Использовать недостаток системы для получения выгоды.
Где и как применяется ТРИЗ в бизнесе?

Методология ТРИЗ активно и результативно применяется в бизнесе для решения самых разных задач:

  • Создание инновационных продуктов, услуг или бизнес-систем, а не простое усовершенствование существующих решений.
  • Кардинальная оптимизация и перестройка бизнес-процессов компании.
  • Превращение недостатков продукта или услуги в конкурентные преимущества.
  • Существенное снижение производственных издержек и затрат без потери качества.
  • Повышение лояльности клиентов за счет более полного удовлетворения их потребностей, даже скрытых и кажущихся взаимоисключающими.
  • Вывод продукта на новые перспективные рынки.
  • Поиск принципиально новых направлений развития компании.

Компании используют разные инструменты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в зависимости от целей бизнеса.

Например, если нужно быстро найти ключевые проблемы, которые важно решить, как можно скорее, применяют простые инструменты. Они помогают решать небольшие проблемы — искать и устранять противоречия, определять лучший конечный результат, выбирать самую важную проблему и находить идеи для ее решения. Можно составить многокритериальную матрицу решений или сформировать портфель идей. 

Если надо понять, что мешает развитию бизнеса в целом, используют более сложные инструменты — функционально-идеальное моделирование, объектно-полевое моделирование и функционально-ориентированный поиск. Они позволяют находить новшества в работе компании и снижать стоимость продукции.

Для решения масштабных задач, например, для расчета прогноза развития предприятия или оценки конкретной идеи, применяют сложные инструменты — например, многоэкранный анализ. Они дают возможность расширить бизнес, найти новые рынки и спланировать будущие нововведения компании.

Методологию часто комбинируют с другими концепциями современного менеджмента — бережливым производством, 6S, Agile-подходом. Интеграция ТРИЗ в систему развития выводит компанию на новый уровень эффективности и конкурентоспособности.

Ключевые этапы в истории развития бизнес-системы: мировая практика
Ключевые этапы в истории развития бизнес-системы: мировая практика
#Управление изменениями

Как эволюционировали подходы к организации работы предприятий — от конвейера Форда к бирюзовым компаниям? Раскрываем ключевые вехи развития бизнес-систем.

PDCA В ДЕЙСТВИИ: ПЛАНИРУЙ, ДЕЛАЙ, ПРОВЕРЯЙ, ВНЕДРЯЙ
PDCA В ДЕЙСТВИИ: ПЛАНИРУЙ, ДЕЛАЙ, ПРОВЕРЯЙ, ВНЕДРЯЙ
#Инструменты

Цикл PDCA известен уже 70 лет, но до сих пор остается актуальным для бизнеса. Рассказываем, какие преимущества дает этот подход и как помогает непрерывно улучшать процессы.

Похожие Статьи

Хосин Канри: как превратить стратегию в действие
#Вовлечение персонала #Инструменты #Лидерство
Хосин Канри: как превратить стратегию в действие

Рассказываем о том, как оптимизировать процессы и достичь ключевых целей компании с помощью методичного и прозрачного подхода к целеполаганию.

Методология OKR: постановка целей и конкретных результатов
#Инструменты
Методология OKR: постановка целей и конкретных результатов

Как ставить цели и определять для них конкретные результаты? Рассказываем о методологии OKR и как ее применять на практике.

Цифровая Свеза: как повышать цифровые навыки сотрудников
#Вовлечение персонала #Инструменты
Цифровая Свеза: как повышать цифровые навыки сотрудников

Николай Городецкий, Свеза — рассказывает, как компании удалось в три раза снизить количество опасных действий сотрудников в сфере кибербезопасности.

Внутренний рынок талантов: удержание и развитие персонала
#Вовлечение персонала #Инструменты
Внутренний рынок талантов: удержание и развитие персонала

Рассказываем, как Schneider Electric, внедрив внутренний рынок талантов, сэкономила 15 млн долларов и раскрыла 200 000 часов скрытого потенциала сотрудников.

Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.