Переосмысление бизнес-стратегий: итоги исследования PwC
Статья 15.04.2025

Переосмысление бизнес-стратегий: итоги исследования PwC

56% руководителей компаний отмечают значительное повышение эффективности использования времени сотрудниками благодаря генеративному ИИ, а треть компаний фиксирует рост выручки (32%) и прибыльности (34%). Такие выводы сделаны в 28-м ежегодном глобальном опросе руководителей компаний PwC «Переосмысление на пороге завтрашнего дня». Мы проанализировали ключевые тренды, которые будут определять развитие корпоративного сектора в ближайшие годы, а теперь рассказываем о них резидентам Клуба ЭБС.
Большой парадокс: оптимизм на фоне неопределенности

Несмотря на геополитическую нестабильность, 60% руководителей ожидают роста мировой экономики в ближайший год. При этом существует тревожный сигнал: 42% CEO уверены, что их компании перестанут быть жизнеспособными через 10 лет, если не трансформируют свои бизнес-модели. Особенно остро этот вопрос стоит в секторах медиа, технологий, телекоммуникаций и промышленного производства.

Заметно растет обеспокоенность и в фармацевтическом секторе: доля руководителей, сомневающихся в долгосрочной жизнеспособности своего бизнеса без трансформации, выросла с 28% в 2023 году до 45% в 2024-м, что связано с растущим осознанием потенциала ИИ в трансформации процессов разработки лекарств.

Три главных барьера трансформации

Исследование PwC выявило ключевые факторы, тормозящие трансформацию бизнеса:

  • Низкое качество принятия решений. Только половина компаний регулярно применяют комплексные методики для противодействия когнитивным искажениям при принятии стратегических решений. Почти шесть из десяти руководителей отметили, что обычно оценивают стратегические решения по их результатам, а не по качеству процесса. При этом компании с более качественными процессами принятия решений демонстрируют более высокую прибыльность.
  • Недостаточное перераспределение ресурсов. Около половины руководителей говорят, что они перераспределяют 10% или меньше финансовых и человеческих ресурсов из года в год. Более двух третей — менее 20%. Данные показывают, что разница в прибыльности между низким перераспределением человеческих ресурсов (менее 10%) и высоким (30-40%) составляет более 2 процентных пунктов.
  • Короткий горизонт планирования руководителей. Большинство CEO ожидают остаться на своей позиции пять лет или менее, что создает противоречие между краткосрочными задачами и долгосрочными трансформационными процессами. Исследование показывает, что руководители с более длительным ожидаемым сроком полномочий с большей вероятностью предпринимают множественные действия по трансформации бизнес-модели.
Генеративный ИИ: от внедрения к реальной отдаче

Компании активно внедряют генеративный ИИ, и многие уже получают конкретные результаты:

  • 56% руководителей отмечают повышение эффективности работы сотрудников
  • 32% фиксируют рост выручки
  • 34% сообщают об увеличении прибыльности

Основной фокус сейчас — интеграция ИИ в существующие технологические платформы, бизнес-процессы и рабочие потоки. Меньше внимания уделяется использованию ИИ для создания новых продуктов или трансформации бизнес-стратегии.

Важный пробел: менее трети руководителей системно обучают персонал работе с ИИ. Эксперты PwC считают это серьезной ошибкой, поскольку реализация потенциала генеративного ИИ напрямую зависит от того, насколько хорошо сотрудники понимают, когда и как использовать эти инструменты, а также осознают их ограничения.

При этом около половины руководителей (49%) ожидают, что генеративный ИИ повысит прибыльность их компаний в течение следующих 12 месяцев. Такой оптимизм разделяют и другие заинтересованные стороны: 62% сотрудников прогнозируют рост собственной эффективности благодаря ИИ, а две трети инвесторов ожидают повышения производительности в компаниях, в которые они инвестируют.

В то же время только треть руководителей (33%) говорят, что имеют высокую степень доверия к внедрению ИИ в ключевые процессы. 

Размывание границ между отраслями

40% руководителей сообщают, что их компании начали конкурировать в новых секторах за последние пять лет. Хотя многие из этих инициатив были небольшими, около трети руководителей, осуществляющих межсекторные переходы, сказали, что они представляли 20% или более выручки компании за этот период. Наиболее активными в этом процессе становятся компании среднего и малого масштаба, которые благодаря гибкости быстрее адаптируются к новым рыночным возможностям.

Компании активно осваивают новые рыночные ниши: технологические компании входят в медицину, телеком-операторы создают комплексные бизнес-решения, а страховщики и фармацевтические производители формируют принципиально новые продуктовые предложения. Драйверами трансформации выступают цифровые технологии, искусственный интеллект и изменение потребительского поведения.

Успешность современного бизнеса все в меньшей степени зависит от узкоотраслевой специализации и все в большей — от способности создавать инновационные решения на стыке различных направлений. 

Климатические инвестиции: экономически выгодная необходимость

Хотя для российских компаний климатическая повестка в настоящее время менее актуальна, чем для международных корпораций, глобальное исследование PwC раскрывает значимые тенденции в этой области.

  • Один из наиболее интересных выводов — инвестиции в климатические инициативы дают реальную финансовую отдачу. Компании, вкладывающие средства в экологичные решения, в шесть раз чаще сообщают о росте доходов, чем об их снижении. Около двух третей CEO отмечают, что такие инвестиции либо снизили затраты, либо не оказали значительного влияния на расходы.
  • При этом эффект от климатических инвестиций существенно различается в зависимости от региона. Около половины руководителей в Германии и Франции сообщают о росте расходов в результате климатических инициатив, тогда как среди американских коллег такой эффект отмечает лишь пятая часть. В Китае руководители компаний гораздо чаще сообщают о дополнительных доходах от экологичных инвестиций (60%) и полученных правительственных стимулах (46%), чем их коллеги в других регионах мира.
Ключевые выводы для российских компаний
  1. Инвестируйте в системное внедрение ИИ, уделяя особое внимание обучению персонала — это критический фактор успеха, которым часто пренебрегают.
  2. Активно перераспределяйте ресурсы от менее эффективных направлений к новым перспективным проектам — данные доказывают, что это напрямую связано с повышением прибыльности.
  3. Улучшайте процессы принятия стратегических решений, внедряя практики для минимизации когнитивных искажений и предвзятостей.
  4. Выстраивайте долгосрочные стратегии трансформации с учетом мегатрендов и размывания границ между традиционными отраслями.
ПСР: как создать бережливое цифровое предприятие 
ПСР: как создать бережливое цифровое предприятие 
#Бережливое производство, #Инструменты, #Цифровизация

К 2030 году все предприятия традиционных и новых бизнесов Росатома должны будут иметь статус «Лидер ПСР».

Похожие Статьи

Шесть причин неудачных цифровых трансформаций
#Управление изменениями #Цифровизация
Шесть причин неудачных цифровых трансформаций

Как правильно определить цели и задачи при реализации проектов по цифровой трансформации?

Промышленность вышла в лидеры по темпам роста зарплат
#Аналитика #Тренды
Промышленность вышла в лидеры по темпам роста зарплат

Темпы роста зарплат среди квалифицированных рабочих опережают IT-сферу.

Рынок труда: итоги 2024 и ключевые тренды 2025
#Вовлечение персонала #Тренды
Рынок труда: итоги 2024 и ключевые тренды 2025

Рассказываем об основных трендах и прогнозах развития рынка труда на основе данных HeadHunter.

Шесть шагов для устранения бизнес-проблем
#Инструменты #Управление изменениями
Шесть шагов для устранения бизнес-проблем

Рассказываем о шестиэтапной методологии Федерального центра компетенций, которая поможет компаниям выстроить эффективную систему решения проблем.

Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.