
Сеть «Золотое яблоко» сократила сроки адаптации персонала за счет VR-обучения
Четыре года назад компания запустила пилотный проект по внедрению платформы по обучению персонала с помощью VR-технологий. За это время сотрудники прошли 365 тысяч тренировок. Личные продажи работников, прошедших обучение в виртуальной среде, выросли более чем на 25%. Еще больше заметен эффект у стажёров: их выручка после прохождения VR-тренингов оказалась на 34% выше, чем у новичков, проходивших только традиционную адаптацию.
После внедрения платформы учебный центр «Золотого Яблока» создал 372 VR-симуляции различной сложности. Каждая симуляция представляет собой мини-тренинг, посвящённый конкретной теме или бренду. Каждый курс включает от 3 до 8 сценариев, которые разрабатываются с учётом реальных бизнес-потребностей и уровня подготовки продавцов-консультантов.
Проходить обучение могут опытные работники и стажеры. Для каждой категории персонала подбираются персонализированные тренировки для развития конкретных навыков.
Каждый пользователь получает индивидуальный план обучения, который создаётся автоматически при регистрации после приёма на работу. Сценарии обучения назначаются с учётом должности, уровня подготовки и актуальных бизнес-задач. Процесс обучения состоит из трёх этапов: демонстрация, тренировка и экзамен.
На этапе демонстрации сотрудник изучает ключевую информацию о продуктах и повторяет её для закрепления. Затем он практикует диалоги с поддержкой искусственного интеллекта — виртуальный наставник помогает на каждом шагу, указывая на ошибки и предлагая правильные варианты. Система анализирует параметры речи, такие как скорость, паузы, зрительный контакт, и предоставляет подробный отчёт. Менеджеры по итогам обучения получают сводные данные по команде и могут сфокусироваться на развитии конкретных сотрудников.
Внедрение виртуального формата обучения улучшил не только финансовые показатели магазинов сети, но и кадровые:
Сокращение срока адаптации сотрудников. Вместо офлайн обучения, который раньше занимал несколько недель, новый сотрудник получает необходимые знания в течение нескольких дней без стресса, не боясь ошибок.
Снижение нагрузки на руководителей. Средний показатель VR-тренировки составляет примерно 3 часа в день на магазин, что сокращает время, которое менеджер потратил бы на проведение обучения лично, почти в 2 раза.
Унификация знаний. Снижение зависимости процесса обучения от личности и знаний обучающего позволило унифицировать информацию продуктах по всей сети. Все консультанты стали получать одинаковую информацию в равном объеме.
Повышение вовлеченности в обучение. Геймификация позволяют сделать образовательный процесс интерактивным. Учиться на реалистичной практике и своих ошибках, которые ещё можно исправить, интереснее и полезнее.

Система наставничества: свежие подходы и нестандартные решения — итоги дискуссии
24 апреля на площадке Клуба ЭБС состоялось мероприятие, объединившее представителей крупных промышленных предприятий и экспертов по развитию кадрового потенциала.

Как повысить эффективность производства с помощью аналитики: итоги «Лаборатории решений»
30 апреля 2025 года Клуб ЭБС провёл экспертную дискуссию в формате «Лаборатории решений» на тему принятия решений на основе данных в производственных компаниях.