Макропрогноз на 2025 год. Что ждет экономику России?
Статья 27.12.2024

Макропрогноз на 2025 год. Что ждет экономику России?

Экономике России в последние годы неоднократно предрекали крах. Однако вопреки всем скептикам, в течение двух лет ВВП показывал неуклонный рост. Некоторое замедление наметилось только в конце этого года. Чего же ждать в следующем? Своими прогнозами поделился Денис Попов, управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы Департамента стратегий Банка ПСБ. 
2024: умеренное замедление роста

Рост валового внутреннего продукта (ВВП) России в 2024 году составит 3,9-4%. Об этом президент России Владимир Путин заявил 19 декабря в ходе «Итогов года». Сейчас рост ВВП России обеспечен расширением внутреннего спроса. Потребление домохозяйств — именно активный потребительский сегмент вносит значительную лепту в формирование ВВП. Инвестиции в основной капитал: речь идет не о финансовых инвестициях или ценных бумагах, а именно об основном капитале — зданиях, сооружениях, оборудовании и капитальном ремонте. Эта компонента является второй по значимости.

    В разрезе отраслей экономики есть два крупнейших сектора, которые сильнее всего влияют на рост ВВП — это обрабатывающая промышленность и торговля (как оптовая, так и розничная). В сумме они составляют порядка 40% нашей экономики и при этом показывают довольно мощный и устойчивый рост. Именно эти отрасли залог того, что в следующем году Россия сохранит рост экономики. Также устойчив положительный вклад финансовых услуг и IT-сектора (куда относится как разработка программного обеспечения, так и телеком).   

    Текущее поступательное торможение роста экономики (с 4-5% год к году в первом полугодии до 3% в третьем квартале) дали сразу несколько факторов:

    1. Сократилось госпотребление — в 2024 году государство начало экономить, концентрируясь на стратегических задачах (инвестиции и оборона).  

    2. На фоне жесткой денежно-кредитной политики и отмены льготной ипотеки в третьем квартале 2024 года сократились темпы роста розничной торговли и строительства

    3. Плохие погодные условия обеспечили спад в сельском хозяйстве

    4. Реализация геополитических рисков оказывала негативное влияние на транспортный и нефтегазовый сектора. 

    Деловая активность 

    Тем не менее, несмотря на признаки замедления экономического роста, макроэкономисты наблюдают неплохую динамику деловой активности в России. В третьем квартале 2024 года она несколько замедлилась в сфере обработки (крупнейшем секторе для экономики). Однако в четвертом квартале ситуация улучшилась: предприятия фиксируют рост новых заказов, увеличивают объемы производства.

    В то же время российский бизнес впервые за несколько лет говорит о том, что приостановил найм персонала.  Этот факт, в условиях дальнейшего расширения производства, может говорить о том, что инвестиции, сделанные в предыдущие периоды, были эффективны и позволили бизнесу нарастить производственные мощности, а значит потенциал экономики России вырос. Наличие новых заказов (особенно экспортных) сигнализирует, что предприятия смогли адаптироваться и преодолеть часть вызовов. 

    Демография и рынок труда

    Немаловажным фактором остается демографическая обстановка в стране. Согласно данным Росстата, к 2030 году в стране вырастет доля населения пенсионного возраста, тогда как молодежь и экономически активная прослойка населения сократится. 

    В условиях дефицита кадров предприятия конкурируют за сотрудников в первую очередь заработной платой, государство стимулирует граждан реформами и ростом МРОТ, поэтому постепенно закрепляется доктрина, что в будущем «дешевого труда в России уже не будет» (Максим Орешкин, советник президента России по экономике). Безработица в 2024 году находится на уровне 2,3% и в последние пару лет постоянно обновляет исторические минимумы. Дефицит рабочей силы в 2025 году будет сохраняться. 

    Инфляция

    Уровень инфляции в России, по оперативной недельной статистике Росстата, на 16 декабря превысил 9,3% г/г. Разница между инфляцией и ключевой ставкой на историческом максимуме, что указывает на беспрецедентный уровень жесткости денежно-кредитной политики ЦБ. 

    Важно, что рост инфляции происходит на фоне высоких инфляционных ожиданий. Это чувствительный для Банка России параметр: высокие инфляционные ожидания стимулируют экономических субъектов потреблять здесь и сейчас, а не откладывать в сбережения, ориентируясь на рыночные процентные ставки. Сейчас в России высокие инфляционные ожидания наблюдаются не только у населения, но и у бизнеса, что указывает на высокие риски сохранения повышенного инфляционного давления в 2025 году. 

    Курс рубля

    В 2024 году давление на курс рубля сохранялось: реализованные геополитические риски коснулись не только банков, но и Мосбиржи. В конце года на фоне санкций против российских банков, возник дефицит токсичных валют на внутреннем валютном рынке. Курс доллара довольно быстро закрепился выше 100 рублей, а курс юаня вышел в район 14-14,5 рубля. Смягчил дефицит ЦБ, насытивший систему юаневой ликвидностью. Однако волатильность рубля в конце года остается повышенной.  

    Среди других факторов, которые негативно сказались на курсе рубля в 2024 году, — жесткая денежно-кредитная политика ЦБ РФ и снижение объемов обязательной реализации валюты на рынке крупнейшими экспортерами. 

    Прогноз ПСБ на конец 2024 года составляет 103,5 рублей за доллар и пока что ожидания по курсу на 2025 год в диапазоне 100-110 рублей за доллар сохраняются.

    Что может помешать экономическому росту? 

    Первый вызов — загрузка производственных мощностей в России достигла определенных пиков. Этот показатель начал расти еще во времена пандемии в 2020 году, а после 2022 года достиг почти «запредельного» для развитой экономики уровня в 80%. Под вопросом остается, является ли такой уровень предельным для экономики России. Однако очевидно, что долго демонстрировать динамичный экономический рост с такими показателями проблематично. Выход из такой ситуации — расширение производственных мощностей (инвестиции в основной капитал), а также повышение эффективности труда и производства. Текущий уровень инвестиционной активности остается повышенным и позволяет поддерживать экономический рост при высокой загрузке мощностей. Однако наблюдается тренд к торможению инвестиционной активности в условиях жесткой денежно-кредитной политики.   

    Второй вызов — это дефицит технологий. Сейчас Россия ограничена в доступе к современным мировым технологиям. Это накладывает ограничения на увеличение производительности труда. Государство разрабатывает специальные программы для ее стимулирования и технологического развития, в результате чего в стране растут обрабатывающая промышленность, финансовый сектор и IT-сегмент. Для дальнейшего развития критически важно и дальше стимулировать повсеместное повышение производительности труда. Этот вектор актуален и с учетом хронического дефицита трудовых ресурсов, который сформировался под влиянием неблагоприятных демографических процессов и общей интенсификации использования ресурсов в России (трудовых, капитальных, финансовых).  

    Третий риск  жесткая денежно-кредитная политика. На фоне усиления инфляции Банк России в декабре отказался от дальнейшего повышения ключевой ставки, сохранив ее на уровне 21% и признав, что реализованное ужесточение денежно-кредитных условий, с учетом ужесточения банковского регулирования, может быть достаточным для возврата контроля над инфляцией. Полагаем, что изменение вектора денежно-кредитной политики оправдано, учитывая, необходимость сохранения экономического роста и того, что ключевая ставка уже на завышенных уровнях, а рост кредитования близок к остановке. Однако уровень жесткости денежно-кредитных условий и с 21% ключевой ставкой остается рекордным в истории страны. С учетом высокой стоимости заемного капитала бизнес вынужден оптимизировать свои инвестиционные программы. При этом инфляция пока не побеждена и риск дополнительного повышения ключевой ставки есть, хотя он скорее связан с негативным сценарием и заметным усилением инфляции.

    Риск четвертый — фрагментация экономического роста. Обрабатывающий сектор останется драйвером экономического роста в 2025 году. Так, вероятно, продолжит расти нефтепереработка (восстановление после 2024 года) и химия, машиностроение (траты на оборону увеличиваются), IT и телеком (на фоне потребности в технологическом суверенитете страны). Отраслевые драйверы роста экономики России укрупняются, становятся более точечными, и рост в отдельных отраслях может продолжиться на фоне стагнации в большинстве других секторов экономики. 

    Что будет с экономикой в 2025 году? 

    Прогнозы Банка ПСБ выглядят так:

    • Экономический рост России в 2025 году замедлится и будет скромнее официальных ожиданий — около 1,5%. Однако может восстановиться в 2025 и 2026 годах. Главным фактором здесь выступит расширение потенциала для наращивания внутреннего спроса в условиях активного укрепления экономического и технологического суверенитета, адаптация и восстановление экспортного потенциала, а также стимулирующая политика государства. 
    • Инфляция в краткосрочной перспективе составит около 10%, и при достижении таких значений ЦБ РФ, вероятно, сохранит жесткую регуляторную позицию и высокую ключевую ставку. Однако в конце 2025 года удастся сформировать тренд к устойчивому снижению инфляции, что позволит вернуть ее к таргету в 4% в 2026-2027 годах.
    • Ключевая ставка: Банк России в краткосрочной перспективе перейдет к сохранению достигнутой жесткости денежно-кредитных условий, а во второй половине 2025 года может перейти к снижению ключевой ставки. Однако снижаться она будет скорее всего медленно — ниже 10% она, вероятно, опустится только после 2027 года.  
    • Заработная плата — в следующем году рост зарплат замедлится и составит около 8-10% (после 17-18% роста в 2024 году). Стоимость труда продолжит расти в среднесрочной перспективе с учетом хронического дефицита рабочей силы. 
    • Курс рубля к доллару будет варьироваться в диапазоне 100-110 рублей, и по состоянию на конец года прогнозируется на уровне 107 рублей за доллар. 
    • Наиболее динамичный рост выручки в 2025 году покажут газовая отрасль и цветная металлургия, которые демонстрируют потенциал в части роста спроса и повышения производительности.
    • В сфере трансграничных расчетов в иностранной валюте есть шанс на улучшение ситуации. Здесь ожидания связаны преимущественно с геополитической ситуацией: возможны мирные переговоры, а также развитие альтернативной западной финансовой инфраструктуры, укрепление и развитие связей с дружественными странами (Китай, BRICS и т.д.). 
    Какие меры предпринять для экономического роста?

    Одним из ключевых направлений, обозначенных государством, стала экономика предложения. Эта доктрина подразумевает снижение барьеров для производства (предложения) товаров и услуг за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием. В таком случае потребитель получает больше товаров и услуг по меньшей цене.

    Для такого стимулирования через предложение необходимы акценты на импортозамещение, технологическое перевооружение, поддержку стратегических отраслей, повышение технологического суверенитета. 

    Однако мы не можем в полной мере свободно взаимодействовать сейчас с внешним миром. Кроме того, экономика страны испытывает существенные потребности в ресурсном наполнении бюджета государства. И поэтому Россия вынуждена не снижать, а повышать налоги. При этом экономика предложения формируется за счет параллельного стимулирования развития внутреннего спроса. Основные его компоненты — это конечное потребление домохозяйств, государства и инвестиции в основной капитал. 

    Потребление домохозяйств остается основным фактором роста. Низкая безработица и рост зарплат являются основой для дальнейшего роста ВВП за счет указанного фактора в 2025 году.

    Государство в России имеет довольно мощный вес в экономике, поэтому госзаказ является вторым по значимости фактором. Однако в 2025 году рост расходов федерального бюджета составит всего 5% (после роста на 20% за 2022-2024 годы). Постепенное исключение государства из драйверов внутреннего спроса имеет свои плюсы: оно позволит ограничить инфляцию, сохранить долгосрочную устойчивость и повыситьэффективность с расходованием государственных средств.

    Однако такой шаг потребует динамики от частного бизнеса. Чтобы повысить внутренний спрос и эффективность производств, предприятиям нужно увеличить инвестиции в основной капитал. Хотя все больше российских компаний заявляют о сокращении инвестпрограмм, предпосылки для роста есть — мотивация к повышению производительности труда, импортозамещению и развитию технологий очень высокая, с учетом необходимости укрепления экономического и технологического суверенитета, а также снижения давления на маржинальность со стороны растущих затрат на оплату труда.  

    Выводы 

    Следующий год будет годом высоких процентных ставок и высокого уровня инфляции. По-прежнему в России будет держаться низкое предложение на рынке труда, и нам нужно очень серьезно думать о новых инструментах повышения производительности, новых технологиях и цифровизации. 

    В случае, если события будут развиваться по более негативному сценарию, государство может задействовать стимулирующие инструменты для развития экономики. В бюджете есть запас для повышения расходов без угроз для макроэкономической стабильности. Мы можем снова вернуться к более низким уровням процентных ставок — этот инструмент уже эффективно показал себя во время пандемии коронавируса и в 2022 году. Однако бизнесу следует поработать над привлечением инвестиций и собственной эффективностью. 

    Российские бизнес-системы: итоги 2024 года
    Российские бизнес-системы: итоги 2024 года
    #Тренды

    От повышения производительности труда до управления на основе данных. Рассказываем, как развивались бизнес-системы в России в 2024 году.

    Клуб ЭБС поздравляет с наступающим Новым годом!
    Клуб ЭБС поздравляет с наступающим Новым годом!
    #Поздравление

    Желаем вам вдохновляющих результатов от внедренных улучшений и благодарных заказчиков, готовых к позитивным изменениям.

    Похожие Статьи

    Российские бизнес-системы: итоги 2024 года
    #Тренды
    Российские бизнес-системы: итоги 2024 года

    От повышения производительности труда до управления на основе данных. Рассказываем, как развивались бизнес-системы в России в 2024 году.

    Пять мировых трендов развития ОPEX в 2025 году
    #Аналитика #Тренды
    Пять мировых трендов развития ОPEX в 2025 году

    Какие тренды будут определять развитие операционного совершенства в 2025 году во всем мире? Рассказываем в материале.

    Управление изменениями: от­ функции к стратегии развития
    #Тренды #Управление изменениями
    Управление изменениями: от­ функции к стратегии развития

    Екатерина Генкина, НАЦПРОЕКСТРОЙ — о развитии направления в России и о том, как понять, что компании необходима выделенная функция по управлению изменениями.

    Человек в центре цифры: стратегии трансформации бизнеса
    #Аналитика #Тренды
    Человек в центре цифры: стратегии трансформации бизнеса

    PEX Network провел глобальное исследование о стратегиях трансформации бизнеса. В новом материале рассказываем о результатах.

    Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.